В последнем выпуске программы «Белая студия» режиссер Алексей Учитель рассказал, почему его картины не похожи одна на другую, что самое сложное в искусстве и как он относится к правде.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
О ГЕНИАЛЬНОСТИ
Мне было лет 12, и мама взяла меня в БДТ посмотреть «Идиота» – товстоноговский спектакль со Смоктуновским. Это я запомнил на всю жизнь. Смоктуновский в конце вышел и начал обводить глазами партер, ярусы, балконы… Что там было – никакие рок-концерты с этим не сравнятся. Минут тридцать были не просто овации, а какое-то в хорошем смысле сумасшествие. Потом я осознал, что это феномен гения – а Смоктуновский это гений, безусловно. У каждого актера есть первое, второе, третье положение – а у гения есть четвертое, которое доступно единицам.
О ПРОПАСТИ
Меня всегда интересует какая-то пропасть: человек на краю обрыва, ты падаешь, летишь и должен приземлиться другим. Сумасшествие, но не в медицинском смысле. Мне это всегда безумно интересно: когда человек вступает в какую-то зону, в которой он никогда не был по состоянию своей души. Вот этот путь – он самый интересный. И когда Володя Машков пришел на пробы «Края» абсолютно лысым, я спросил его с удивлением: зачем?! А он отвечает: а иначе я ничего почувствовать не смогу. И это очень дорого, потому что он вступал в какую-то для себя новую зону. Это были не шутки: он освоил паровоз, ему выдали права… И вот эта способность перейти в другое качество от возраста не зависит: это характер, это воля – а может, наоборот, безволие.
О СВОИХ КАРТИНАХ
Самое сложное в искусстве, в кино, в театре, в литературе – передать это ощущение какой-то неизвестности. А в кино все еще сложнее, потому что это надо визуально оформить. Но для меня это самое сложное и интересное.
Мне часто говорят: у тебя все фильмы абсолютно разные. Но мне каждый раз интересно куда-то прыгнуть. Фильм о Цое тоже об этом: человека не стало, и вот я смотрю, в какую пропасть мы падаем и что мы из этого выносим – это для меня было интересно.
О МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ
Я из Петербурга, уже много лет живу в Москве и это меня спасает: очень многие съемки и монтаж я стараюсь делать в Петербурге. Если бы не было Москвы, не было бы моих фильмов, а если бы не было Петербурга, то они были бы не такие, какими случились. Этот город обладает какой-то магией удивительной.
О ПРАВДЕ
Мне Бузыкин из «Осеннего марафона» очень близок. Вопрос в том, ты говоришь неправду с целью причинить зло, или делаешь это, чтобы скрыть от мамы, что, например, сломал руку. И я тоже, к сожалению, иногда вынужден говорить не совсем правду. Я не знаю в современной жизни человека, который был бы абсолютно, кристально честен. И скажу страшную вещь: хорошо ли это, быть кристально честным? Смертельная болезнь – и что? Человеку об этом сказать? Могу привести вам собственный пример из недавней жизни. Я очень тяжело заболел ковидом и вдруг вечером приходит ко мне делегация врачей и говорит: Алексей Ефимович, мы сделали все, что смогли, наступают два критических дня, все что угодно может произойти, все зависит от вашей силы воли, желания жить. И вот они сказали правду, ушли, закрылась дверь, и ты остаешься один. Как ни странно, я не испытал никакого ужаса, но, тем не менее, это ощущение – зачем они мне это сказали? Это не добавило мне никаких сил, но добавило сомнений: смогу ли я, хватит ли у меня воли к жизни, и прочее?
ОБ АЛЕКСЕЕ УЧИТЕЛЕ
Родился в 1951 г. в Санкт-Петербурге. В 1975 году окончил ВГИК, долго работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1990 году основал свою киностудию «Рок». Его дебютом в игровом кино стал фильм «Мания Жизели». В 2000 году получил премию «Ника», Гран-при «Кинотавра» и номинацию на «Хрустальный глобус» за фильм «Дневник его жены». В 2002 году Алексей Учитель стал народным артистом России. Его картина «Космос как предчувствие» получил в 2005 г. главный приз XXVII ММКФ — «Золотого Святого Георгия» и премию «Золотой орёл» за лучшую режиссёрскую работу. А фильм «Матильда» (2017) стал едва ли не самой обсуждаемой картиной за последние годы. С 2010 года Алексей Учитель президент Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге. Также режиссер является членом президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника».
СПРАВКА О ПРОЕКТЕ
Программа «Белая студия» выходит на телеканале «Россия-Культура» с 2012 года. Гости Дарьи Златопольской – наши выдающиеся современники: режиссеры, актеры, музыканты, художники, занимающие особое место не только в отечественной культуре, но и оказавшие влияние на мировое искусство. Беседа строится вокруг значимых для собеседника произведений, которые повлияли на его взгляды и помогли найти себя. Отталкиваясь от любимых фильмов и книг, герои говорят о том, что для них важно в искусстве и жизни.
Интервью в «Белой студии» легли в основу книг Дарьи Златопольской «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе» и «Настоящее. Диалоги о силе, характере, надежде». «Белая студия» – лауреат премии ТЭФИ в номинации «Просветительская программа».